..
сделавший разумные выводы из Пелопоннесской войны (он придерживался
афинской стороны), под предлогом отрицательных влияний климатических фак-
торов на здоровье и моральное состояние афинян провел грандиозную рефор-
му, поставив под контроль врачей действие всей властной элиты. Результатом
Гиппократовской институализации медицины (разработка и введение норма-
тивов в различные сферы деятельности, прежде всего в структуру власти и
армии) явился победный реванш Афин над Спартой. Система охраны обще-
ственного здоровья Гиппократа оказалась намного эффективнее спартанской
[Черносвитов 2003].
Когда социальная медицина становилась важной частью государственной
политики, эта государственная политика осуществлялась в интересах всего
общества далеко не всегда, в связи с чем и социальная медицина выступала
негативным для общества фактором. Можно назвать имена врачей, чья забота об
общественном здоровье была фактически действием, направленным против
общества: Козимо Старший Медичи, основатель династии, присвоивший себе
титул герцога, предок многих великих и знатнейших персон, двух королев Фран-
ции; Парацельс, приблизивший медицину к вершине Олимпа путем обществен-
ного знания и практики, поставленной им на «научные рельсы»; Ламетри, луч-
ший врач Европы, самый гонимый из всех; Авиценна, сорвавший халат с халифа
и надевший его на себя. В XX в. это был безымянный советник Гитлера, по
программе которого фюрер «оздоровлял» немецкую нацию и собирался «оз-
доровлять» таким же путем весь мир. Вместо него в общественное сознание
нескольких поколений идеологи фашизма внедрили имя ни в чем не повинно-
го Фрэнсиса Гальтона и опорочили его гениальную евгенику (запрет на клони-
рование — пример живучести канонов фашистской социальной медицины)
[Черносвитова, Черносвитов 2003]. Влияние научных взглядов А.А. Богданова
(Малиновского) на общество было столь высоко оценено В.И. Лениным, что он
подверг его уничтожающей критике в «Материализме и эмпириокритицизме».
П