Можно
придерживаться каких угодно взглядов на моральные качества человека — лю-
бая дефиниция здесь, как известно, будет абстрактна и потребует особого кон-
текста для ее осмысления. Думается, Кант и сейчас не переставал бы поражаться
«звездным небом над головой и моральным законом внутри него». Но возьмите
любой учебник по нервным болезням или психиатрии конца XIX и почти всего
XX в.: во всей Европе авторы начинают со слов: «в наш нервный век...», посвя-
щая первую главу так называемым «болезням совести» (Э. Кречмер, Е. Блейлер,
С.С. Корсаков, В.М. Чиж, Н.Н. Баженов, Ж. Лакан, Р. фон Краффт-Эбинг, К. Ясперс
и др.). Психиатрам эти расстройства хорошо известны.
Последние годы прошлого тысячелетия и первые годы нового «потеряли»
больных совестью! Это — реальное изменение в структуре психических заболе-
ваний! Социальная медицина видит в этом (не говоря о последствиях) глобаль-
ную мутацию в генофонде современного человека. Если провести социологи-
ческое исследование «новояза», то достаточно сказать, что слово «отморозок»
переводится на все европейские языки. М. Нордау со своей гипотезой о «вырож-
дении человечества», как и 3. Фрейд со своими «эдиповым комплексом» и инце-
стом как нормальными явлениями психологии современного человека, оказа-
лись пророками. К. Ясперсу пришлось в прямом смысле слова изворачиваться,
чтобы примирить «здоровые чувства обывателя» с «фактами науки» (социоло-
гии и психиатрии), чтобы отметить положительно эмпирические исследования
(социально-психологические, социально-психиатрические и чисто социологи-
ческие), проведенные европейским социологом и психиатром Б. Морелем и обоб-
щенные им в теории вырождения «четырех поколений».
Ясперс дезавуировал реальное положение вещей, в котором, согласно Море-
лю, может оказаться человеческое общество, в генофонде которого появились
признаки тотальной мутации, пространными рассуждениями об инцесте, инцух-
те и бастардизации, — это (если по Морелю) этапы морального (на первом
месте!), интеллектуального (на втором месте) и физического (на третьем месте)
129
Социальная медицина как одна из базовых основ