Нами в течение 25 лет изучались группы с девиантным и делинквентным
поведением, а также психические эпидемии. Особое внимание уделялось армей-
ским коллективам и психическим эпидемиям в армии. Здесь мы коснемся лишь
основных, на наш взгляд, проблем, связанных с криминальными толпами, психи-
ческими эпидемиями, а также с манипуляций общественным сознанием, с кото-
рыми встречается общественный врач.
Испанский философ X. Ортега-и-Гассет, диагносцируя восстание масс, по-
глощение выделяющегося меньшинства безликой массой (говоря абстрактно,
триумф fascia6), писал: «Особенность нашего времени в том, что заурядные души,
не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое
право на нее и навязывают ее всем и всюду». Он дает такое определение толпе:
«Толпа — понятие количественное и визуальное: множество. Переведем его, не
искажая, на язык социологии и получим "массу". Общество всегда было под-
вижным единством меньшинства и массы» [Ортега-и-Гассет 2003, с. 419]. Масса
— более абстрактное понятие, чем толпа, хотя филологически меньшинство ближе
к массе, а не к толпе. Четких дефиниций толпы не существует, как нет четких
категориальных различий между толпой и массой. Но есть одно определение
толпы, которое никак не применимо к понятию «масса». Это — криминальность.
Криминальная толпа — более точное и четкое понятие, чем просто толпа.
Все великие мыслители XIX и XX вв., рассуждая о толпе и ее свойствах,
обычно начинали описывать как раз ее криминальный аспект. Любопытно, как
Г. Лебон, пытаясь отделить толпу от криминала («Преступления толпы состав-
ляют лишь частный случай ее психологии; нельзя узнать духовную организа-
цию толпы, изучая только ее преступления, так же как нельзя узнать духовную
организацию какой-нибудь личности, изучая только ее пороки») [Лебон], только
усугубляет положение вещей: «Название "преступная толпа" ни в каком случае
не подходит к такой толпе, которая после известного состояния возбуждения
превратилась в простой бессознательный автомат, повинующийся внушениям