Как и всякий социальный институт, толпа в постсоветской России имеет
все необходимые для «полноценного» функционирования атрибуты. Прежде всего
это суггестия через средства массовой информации, индуктивно заряженная
(«зараженная») реклама, всевозможные РR=акции, результатом которых, как бы
они ни изощрялись, всегда является психическая эпидемия — нет толпы без
психической, стремительно распространяемой и распространяющейся «заразы»
(Лебон, Тард, Бехтерев, Фрейд, Чиж, Кандинский, Канторович, Ясперс и др.).
Когда толпа становится социальным институтом, общество вырождается.
В течение десятилетий стадионы российских городов являлись «рассадниками
здоровья», но сейчас они становятся «рассадниками заразы». То, что у нас весело
и невинно подается в массы с экранов телевидения под понятный только из-
бранным жаргон («тусовка», «драйв», «оттянуться» и т. п.), в странах, которым мы
так неистово подражаем, давно названо своим именем и хорошо изучено. Имя
этому явлению — «толпа как криминальный социальный институт». Так, Окс-
фордский университет имеет несколько сотен толстых томов трудов социоло-
гов, психологов, криминальных психологов, всесторонне изучивших действие на
общественное здоровье и преступность кумиров 1970-х годов. «Beatles», оставив-
ших далеко позади себя по негативному влиянию английских футбольных фа-
натов. Ни для кого не секрет, что концерты Э. Пресли были для спецорганов
США средством манипулирования массами...
Толпа как социальный институт в современной России формировалась и
стихийно, и целенаправленно. Последние годы СССР породили два механизма,
конституирующих толпу в социальный институт — очередь и так называемую
распродажу в трудовых коллективах «дефицита». Социализм — это очередь в
первую очередь! «Установки» Кашпировского по центральному телевидению и
7 От греч. kopros (кал, помет) и phagos (пожиратель). — Авт.
132
Е.В. Черносвитов
«радения» Чумака в общественных многолюдных местах также внесли значи-
тельную лепту в утверждение толпы в статусе социального института