Определенный вклад в разработку и конкретизацию показа¬телей деятельности системы здравоохранения был внесен экспери¬ментом по новому хозяйственному механизму на ряде территорий в виде моделей конечных результатов с попыткой интегрированной оценки деятельности.
При всех методических сложностях конечные результаты деятельности относительно четко определены для стационаров. Их цель - оказать квалифицированную помощь пациентам: излечить, купировать патологический процесс, восстановить нормальное функциональное состояние, облегчить боли и страдания, предупре¬дить или устранить осложнения. Кроме того, известен момент, когда следует определить: достигнута ли цель - это момент выбытия паци¬ента из стационара. Исходя из поставленной цели, конечные резуль¬таты могут быть выражены в показателях, характеризующих исход лечения различных болезней или клинико-диагностических групп больных: больничная летальность, процент осложнений, процент выздоровления и т.д.
Гораздо более сложной является система экспертной оценки конечных результатов деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений в силу многообразия и полиморфности их видов дея¬тельности.
3.7. Оценка качества медицинской помощи основана на со¬поставлении объема выполненных лечебно-диагностических меро¬приятий определенного вида медицинской помощи и достигнутых результатов с установленными "стандартами" или "эталонами" (требованиями). При оказании медицинской помощи в условиях рыночных отношений между лечебным учреждением (производителем) и пациентом (потребителем медицинской услуги) ключевым элементом оценки ее качества является обнаружение свойств, характеризующих взаимосвязь между результативностью медицинской помощи, оказанной по определенной технологии, и финансовыми затратами. Поэтому при оценке качества медицин¬ской помощи приоритет должен быть отдан показателям, отра¬жающим ее эффективность, учитывающую медицинскую результа¬тивность, удовлетворенность потребителя и произведенные затраты.
3